Главная » 2018 » Март » 14 » Учёные обнаружили, что смерть мозга – обратимый процесс
12:43
Учёные обнаружили, что смерть мозга – обратимый процесс

Учёные-неврологи из университета Шарите (Германия) выяснили, что происходит в умирающем мозге – и нашли способ обратить этот процесс. Как оказалось, во время деполяризации нервных клеток, способствующих гибели нейронов, можно запустить процедуру их «реанимации».

В течение многих лет ученые пытаются разобраться, что же происходит с нашим мозгом, когда мы умираем. Впрочем, у прогресса в этом вопросе существуют естественные преграды: исследователи не могут беспрепятственно "препарировать" человеческую смерть, поскольку врачи обязаны её предотвращать, а не наблюдать её со стороны.

Общеизвестно, что уже примерно через 30 секунд после того, как кислород перестанет поступать в мозг, тот переходит в энергосберегающий режим. Нервная ткань становится электрически неактивной, и связь между нейронами разрушается. Через некоторое время теряются ионные градиенты, необходимые для передачи импульсов. Возникающая деполяризация обволакивает мембрану клетки волной электрохимической энергии – происходит т.н. «цунами мозга».

И вот, из отчёта, обнародованного в Science Alert, следует, что деполяризация возможна и без вреда для нейронов. Команда под руководством невролога Йенса Дрейера из Берлинского университета, наблюдавшая эти процессы у не подлежащих реанимации пациентов с серьёзными повреждениями головного мозга, утверждает, что смерть может быть предотвращена. Для этого нужно просто приостановить процесс гибели нейронов до того момента, как поток кислорода будет восстановлен.

«Остановка кровообращения и распространение деполяризации провоцируют потерю накопленной электрохимической энергии и запуск токсических процессов в мозгу, которые в конечном итоге и приводят к смерти», - объясняет Дрейер.

Используя технологию нейромониторинга, исследователи наблюдали распространение деполяризации в мозге пациентов, и обнаружили, что это не односторонний процесс. Деполяризация полностью обратима без каких-либо признаков клеточного повреждения, если поставка окислительного субстрата восстанавливается до необходимого уровня.

Для пациентов, подверженных риску повреждения мозга или смерти в результате ишемии головного мозга и других видов инсульта, полученные результаты могут дать надежду. Однако требуется больше исследований, прежде чем врачи смогут воспользоваться данным открытием на практике.

Напомним, что ранее, ученые из Монреальского университета (Канада) засвидетельствовали наличие активности мозга даже при прямой линии электроэнцефалограммы, когда фиксируется смерть мозга.

А ведь согласно общепринятым критериям, «прямая линия» ЭЭГ свидетельствует об отсутствии какой бы то ни было мозговой активности и, соответственно, позволяет констатировать смерть.

Серия экспериментов по медикаментозному введению пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, в крайне глубокую кому позволила обнаружить нейропротектный эффект, защищающий нейроны головного мозга от поражения благодаря сохранению их минимальной активности.

Эти и другие открытия, позволяют предположить, что научный мир стоит на рубеже новой эпохи в изучении функционирования мозга.

Добавил: leroev | Теги: исследования, мозг, бессмертие, немецкие учёные, смерть | Рейтинг: 0.0/0