КИБЕРПАНК (от англ. cyberpunk) – жанр научной фантастики, предметом изображения которого служит антиутопический мир будущего, в котором зачастую высокие технологии сочетаются с негативными радикальными переменами в социальном устройстве.

Произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Персонажами являются нелюдимые одиночки, живущие на задворках общества. Типичным сюжетом киберпанковских произведений является борьба хакеров с глобальными корпорациями. Мир киберпанка, как правило – постиндустриальная антиутопия, в которой общество, находится на пороге бурных социальных и культурных преобразований, а технологии используются способами, не предусмотренными их создателями. Всё это ясно прочитывается как метафора современных беспокойств, вызванных крахом мегакорпораций, государственной коррупцией, развитием средств слежения и всеобщим отчуждением.

 

Атмосфера жанра эксплуатирует приёмы детектива, классического жанра нуар, элементы готики. Важной чертой является изображение упадка, беспомощности, нерешительности, безумия, паранойи, преследования, таинственности, страха и беспокойства.

В произведениях киберпанка часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между внешним миром и виртуальной реальностью.

Типичные элементы киберпанка: искусственный интеллект, виртуальная реальность, хакеры, биороботы, влиятельные корпорации, криминальные синдикаты, киберпреступность и кибертерроризм, нанотехнологии, генная инженерия, наркотические средства и нейростимуляторы, городские трущобы будущего, постапокалиптический стиль и др.

Предтечей жанра можно считать классика американской фантастики Филипа Киндреда Дика. Заметными представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Пэт Кадиган, Руди Рюкер, Нил Стивенсон, Джон Ширли, Джон М. Харрисон, Джек Вомак, Джефф Нун, Мик Фаррен, Льюис Шайнер, Уолтер Уильямс, Майкл Суэнвик, Дэйв Волвертон, Аллен Стил. Черты жанра можно найти в таких романах, как «Основание» Айзека Азимова и «Дюна» Фрэнка Герберта.

В кинематографе: фильм «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта (по роману Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), «Джонни-мнемоник» (1995) и «Отель «Новая роза» (1998) (оба по произведениям Уильяма Гибсона).