Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Безусловно, многие произведения литературы, кино и телевизионного искусства, относимые нами к нейроромантизму, являются классическими образцами жанра киберпанк. Но только часть из общего массива работ. Другие могут частично использовать идеи и образы, сюжетообразующие черты киберпанка, относиться к т.н. "мягкой" гуманитарной фантастике или не быть фантастическими произведениями вовсе.

Основные признаки киберпанка - внимание к высоким технологиям, техническому прогрессу, виртуальной реальности, искусственному интеллекту, генной инженерии, компьютерным системам, хакерству, эволюции интернета, взаимодействию и противостоянию человека и техники, будущему человечества и т.д.

Круг интересов нейроромантизма - нейротехнологии, мозг, развитие интеллектуальных способностей, когнитивные процессы, психические синдромы и расстройства, меняющие восприятие действительности, виртуальная реальность, сон, воздействие на человеческое восприятие, апгрейд нейросети, искусственные нейросети и т.п.

Как видим, пересечение налицо, так же очевидны и отличия.


Перед нами не стоит задачи вводить в концепцию нейроромантизма какие-то религиозно-эзотерические, мистические, оккультные элементы. Общегуманитарный, философский и научно-популярный аспект даются лишь с целью обосновать некоторые постулаты нашей теории и обрисовать контекст. В первую очередь нейроромантизм нас интересует как широкое явление в современном искусстве, безотносительно устоявшихся теоретических парадигм классификации искусства XX века, но в общей связи с традицией романтизма-неоромантизма.

С явлением Нью Эйдж в этом смысле явных пересечений не наблюдаем. Более того - само понятие Нью Эйдж кажется нам несколько неопределённым, по причине серьёзных различий среди относящихся к нему движений, доктрин, направлений и т.д.


Невозможно отнести то или иное произведение искусства (кино, литературы и т.д.) к направлению нейроромантизм только по одному формальному критерию тематики и содержания. В то же время, безусловно, часть текстов, в сюжете которых фигурируют потусторонний мир, жизнь после смерти, околосмертные переживания и т.п. могут быть отнесены к нейроромантизму по ряду критериев.

В силу большого жанрового, сюжетного разнообразия в современной литературе и в кинематографе, приходится говорить о нейроромантизме как тенденции. В каждом конкретном случае произведение может быть отнесено к нейроромантизму как эталонный пример - или как включаемый в него условно по ряду признаков.


Выдвигая предположение о влиянии на искусство рубежа XX-XXI веков идей, предпосылок и тенденций, породивших романтизм как идейное и художественное направление на рубеже XVIII-XIX веков, и неоромантизм в конце XIX века, мы также выделяем некоторые особые черты нейроромантизма:
а) очевидно и закономерно, в новую эпоху флагманом в этом процессе становится кинематограф,
б) "уход от действительности" как художественно-изобразительный приём - это не уход в абстрактные мечту/воображаемый мир/сказку/прошлое/экзотические реалии, а уход во вполне конкретный внутренний мир, в некотором роде мир "материалистический", вполне себе "осязаемый" и научно объяснимый,
в) современные научные и технические достижения дают новые идеи и фон-декорацию для этого.